Научная фантастика как образ будущего. Подборка советских фильмов об освоении космоса

Автор фото: Кадр с кинопоказа на выставке "Россия". Анатолий Медведь / Фотохост-агентство РИА Новости

Тема освоения космоса занимала в СССР особое место. Рассмотрим несколько главных фильмов советской научной фантастики, которые не только развлекали зрителей, но и задавали важные вопросы о месте человека в бескрайних просторах вселенной и определили будущее жанра.

«Планета бурь», вышедшая на экраны в 1962 году режиссером Павлом Клушанцевым, рассказывает о космической экспедиции на Венеру. Герои сталкиваются с хищными растениями, существами, напоминающими динозавров, и опасной первобытной природой. Киноленту отличает набор авторских спецэффектов, ставших новаторскими. Права на показ «Планеты бурь» приобрели 28 стран, включая США, где фильм посмотрел создатель «Звездных войн» Джордж Лукас. Позже он назовет Павла Клушанцева «крестным отцом» своей космической саги. Лукас отмечал, что пользовался многими идеями из советского фильма: катер на воздушных подушках, дроиды и даже облачение в костюм робота живого актера «полностью срисованы» с советской картины.

«Когда-то мы подарили миру очень важную вещь — космос. Мы его осваивали не только в конструкторских бюро и на орбитальных станциях, но и на страницах книг, в кинофильмах. Наш кинематограф создал фильмы, которые стали событиями не только для отечественной фантастики, но и для мировой», — подчеркивал руководитель литературных проектов Российской государственной библиотеки для молодежи, писатель, историк литературы и кино, поэт и музыкант Евгений Харитонов.

Картина «Туманность Андромеды» режиссера Евгения Шерстобитова — это экранизация одноименного романа Ивана Ефремова и одна из первых советских научно-фантастических лент, поставленная в широком экранном формате и с использованием спецэффектов. Фильм 1967 года имел большой успех у зрителей, стал классикой советской фантастики и до сих пор актуален своими идеями и вопросами о будущем человечества. Фильм рассказывает о космическом корабле землян «Тантра», который оказался в гравитационном поле одной из планет отдаленной и малоизученной системы Железной звезды.

«В целом, картина представляется мне важной вехой в развитии нашей кинематографии. Совершен трудный шаг в неизвестное. Первый блин, говорят, комом: в этой картине многое вызовет нарекания, многое порадует зрителя, еще больше заставит его задуматься. Зритель в целом — в особенности юный — примет картину и с нетерпением будет ждать продолжения. Равнодушных — уверен — не будет», — комментировал экранизацию советский писатель-фантаст и популяризатор науки Сергей Снегов.

Фильм «Москва — Кассиопея» режиссера Ричарда Викторова вышел в 1973 году, а через год к нему добавилась вторая часть дилогии под названием «Отроки во Вселенной». Лента стала очень успешной, завоевав целый ряд наград, в том числе премию Международного кинофестиваля научно-фантастических фильмов в Триесте, приз на Международном кинофестивале Москвы, премию «Платеро» на Международном кинофестивале для детей и юношества в Хихоне.

«Ричард Викторов подошел к жанру фантастики очень профессионально, по-серьезному, с пониманием специфики. Он стремился к созданию полноценной школы этого направления. Фильм "Москва — Кассиопея" имел колоссальнейший успех, обрел статус культового — в том числе за рубежом. Он собрал все мыслимые и немыслимые награды. Картина ничуть не устарела на сегодняшний день. Она включает в себя технические новации, которыми восхищался, к примеру, Стивен Спилберг», — отмечал в своем выступлении Евгений Харитонов.

Еще одна работа Ричарда Викторова — двухсерийный фильм о космических полетах, экологической катастрофе планетарного масштаба, инопланетянах и роботах, дружбе и неземной любви «Через тернии к звездам». Сценаристом картины, посвященной встрече космонавтов с обитателями иных планет, выступил прославленный советский фантаст Кир Булычев. Сразу после выхода фильм оказался в лидерах проката: в 1981 году космическую эпопею посмотрели 20,5 млн зрителей. Лента была показана более чем в 40 странах мира, а британский режиссер Ридли Скотт дважды посещал «Мосфильм», чтобы узнать, как снимались ее сцены и создавались декорации.

«Фильм выпущен в 1980 годах, но, несмотря на это, он до сих пор смотрится легко и захватывающе. И это мнение не только жителей России. Мы показывали картину в этом году 12 апреля в Объединенных Арабских Эмиратах, и оказалось, что даже иностранцы с субтитрами понимают юмор, который там есть. И дети, и взрослые смотрели картину с неподдельным интересом», — рассказывала Анна Викторова, дочь режиссера.

Познакомиться с современными исследованиями можно на Международном научно-фантастическом симпозиуме и выставке «Создавая будущее». Событие пройдет с 4 по 6 ноября и станет первым мероприятием Национального центра "Россия".

Симпозиум станет уникальной платформой для продолжения дискуссий, начатых во время серии показов научно-фантастических кинолент «Фильмы о главном» на выставке "Россия". Тогда зрители и эксперты собирались вместе, чтобы посмотреть и обсудить легендарные фантастические киноленты «Планета бурь», «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звездам».

Среди других тем симпозиума «Создавая будущее»: современные исследования в области астрофизики, робототехники, искусственного интеллекта и других передовых направлений, которые могут сыграть ключевую роль в формировании нашего будущего.

Назад