ЧЕМУ И КАК МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ?
(Павильон 3)
В истории мира не раз возникали моменты, когда время бросало вызов всему, что знает и чему научилось человечество. Так появился средневековый университет, возникла фундаментальная наука, так человек завоевал небо, начал осваивать космос, океан и микромир.
Сегодня взрывное развитие сквозных технологий и цифровых инструментов познания создает возможности, которых мир, кажется, не встречал никогда. Например, уже сейчас аналитические возможности ИИ превышают уровень среднего специалиста. Но эти же возможности не только несут в себе серьезный риск утраты культурной идентичности целых народов и стран, но и радикально меняют систему мотивации в познании и образовании.
Базовая задача сферы образования сегодня – разработать и реализовать такие подходы к формированию, накоплению и применению знаний, которые позволят принять вызовы времени и заложить основу для развития отечественного образования будущего.
Безусловно, на фоне роста технологических и цифровых возможностей, сохраняется и даже возрастает ведущая роль педагога и наставника. В российской системе образования главенствует принцип «человека учит человек», а личный пример остается лучшим способом передачи знаний, навыков и ценностей.
Вопросы для обсуждения
- В чем основные вызовы для системы воспроизводства знания сегодня и в горизонте 10–20 лет?
- Откуда и как мы будем получать знания в будущем?
- Know How или Know Why? Что важнее: знание или понимание?
- Технологии: ослабляют или усиливают наши когнитивные способности и потенциал познания?
- Какими мы должны быть, чтобы остаться ведущими в связке «человек – технологии»?
- Как изменится роль человека в образовании как ученика и наставника?
- Стадион, киберспорт, гараж, монастырь: где источники успешных образовательных практик будущего?