ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО: АРХИТЕКТУРА АВАНГАРДА
(Павильон 7)
Участники дискуссии обсудят ключевые идеи раннесоветского архитектурного авангарда, его влияние на мировую архитектуру ХХ – XXI века, а также преломление этих идей в контексте настоящего и будущего российской архитектуры. Будет раскрыта суть авангардного» подхода к решению социальных задач. В частности, роль произведений авангардной и модернистской архитектуры как механизмов, организующих и рационализирующих жизненные процессы.
Речь пойдёт и о методологическом наследии авангарда, его образовательном и технологическом потенциале, а также его эстетике и её применимости к задачам сегодняшнего и завтрашнего дня.
В заключение беседы её участники поделятся своим мнением о том, насколько современный город похож на архитектурные фантазии советских архитекторов-авангардистов столетней давности, и о том, какие методологические и эстетические приёмы этой важной эпохи в истории российской культуры стоило бы в первую очередь взять в будущее.
Вопросы для обсуждения
- Как художественная утопия раннего авангарда и советская социальная утопия проявились в архитектуре 1920-х годов? Какие примеры проектов демонстрируют эти идеи?
- Могут ли экспериментальные проекты Лисицкого, Гинзбурга, Ладовского и Татлина быть реализованы в ближайшем будущем, и нужно ли это? Какие препятствия могут возникнуть?
- Как авангардные идеи столетней давности влияли на развитие архитектуры XX-XXI веков и могут ли они применяться для решения социальных проблем сегодня? Провалился ли советский социальный эксперимент 1920-х годов, и в чем заключались его основные недостатки?
- В чем заключается роль идеологии и утопии в архитектуре первой половины XX века? Возможна ли сегодня "синтетическая" культура, объединяющая различные культурные традиции, и как метаконструктивизм мог бы учитывать современные тенденции, такие как ESG-повестка и экологичность?
- Какие мечты и глобальные миссии движут архитекторами XXI века по сравнению с авангардными архитекторами начала XX века? Как современные архитекторы вдохновляются политическим и эстетическим воображением прошлого?